НОВОСТИ
Большое видится на расстоянии, а Большой лучше увидеть изнутри
Довольно большое число людей, которые думают и говорят, что они не любят оперу или балет, просто ни разу не слышали и не видели такие спектакли «вживую». Но и среди них вряд ли кто-то отказался бы от «мечты любого иностранца» - побывать в Большом…
Журналисты, собравшиеся в пятницу под квадригой у колонн самого известного театра нашей страны (надеюсь, «Мариинка» не ревнует…) если о чём-то и пожалели, то разве что о том, что в декорациях оперы «Лоэнгрин» так и не появились артисты. Экскурсия, организованная Союзом журналистов Подмосковья, посещение спектакля не предусматривала. Зато! От прекрасной Марии - экскурсовода Большого театра, мы узнали немало интересных фактов из его истории и побывали там, где люди, приходящие на спектакли, просто не могут оказаться из-за суровых надписей «Служебный вход».
В мастерскую по ремонту и пошиву сценических костюмов нам разрешили не только заглянуть, но и войти. А там!..И царские наряды, и дамская шляпа, под полами которой если не от дождя, то от солнца может укрыться не только сама дама, но и её кавалер, и множество других элегантных нарядов различных стран и эпох. Из каких они спектаклей, можно было догадываться, а можно - спросить у доброжелательных мастериц. А ещё из окон этой мастерской на знаменитую квадригу Аполлона можно посмотреть уже чуть сверху – не всё древнегреческому богу на нас свысока взирать! Мы быстро достали фотоаппараты и…
Артистов балета, - правда, не в образе, а в «штатском», - мы всё-таки увидели. На «запасной», репетиционной сцене, по размерам равной главной, но расположенной почти под крышей, гораздо выше известных всему миру золочёных лож, ярусов и партера, в наше время ставшего безопасным, а потому и столь престижным.
«А что - раньше билеты в партер покупали только любители экстрима?» - спросит кто-то? Ответим, пересказав услышанное от Марии: дело в том, что висящая в зале красавица-люстра до появления не только «лампочки Ильича», но и самого Ильича была даже не газовой, а масляной, а потому в один, мягко говоря, не очень прекрасный момент могла уронить на головы сидящим внизу театралам капельки не совсем положительных эмоций… Между «маслянизацией» и электрификацией система освещения Большого пережила ещё и газификацию. Что интересно, многие светильники того периода и сегодня продолжают не только украшать собою, но и освещать залы театра. Только их внутренние «газопроводы» превратились в трубки для проводов, а о былой «специализации» говорят только небольшие газовые краники…
Ни в Царскую ложу, ни в правительственную, ни в директорскую мы не попали… Как говорится, «сорвалось, не удалось, не очень и хотелось». Да и что там делать? Царя всё равно нет. Только золочёные вензеля на стенах да двуглавые орлы, вернувшиеся на свои исторические места, которые на несколько десятилетий «экспроприировали» серп с молотом. Но на остальных зрительских местах мы побывали. Как на самых дорогих и удобных – в ложах бельэтажа, по бокам от ложи Царской, так и на самых дешёвых, в том числе стоячих - на самом верхнем ярусе. Зато, по мнению специалистов именно там самый лучший звук!
Побывали мы в Малом императорском фойе и Большом императорском зале, вход в которые перед спектаклями и в антрактах открыт для всех желающих, но не каждый до них доходит: непреодолимая сила тянет их в сторону буфета…
Обо всём услышанном и увиденном всё равно лучше, чем Мария не расскажешь, а потому остаётся пожелать всем, кто наивно считает, что он не любит оперу и балет, кто ни разу не бывал в Большом театре, однажды исправить эту такую же большую свою ошибку…
Алексей Сокольский
Фото: Алексей Сокольский, Александр Логунов