НОВОСТИ
Знаменитый роман-эпопея Толстого в постановке вахтанговцев
Подмосковные журналисты продолжают изучать творчество Л.Н.Толстого в рамках реализации литературно-просветительского проекта и побывали на спектакле «Война и мир» в театре им. Вахтангова.
В своем произведении «Время и книги» Сомерсет Моэм так пишет о романе Льва Толстого «Война и мир»:
«Я считаю … самым великим романом – «Войну и мир» Толстого. Не было раньше и, по моему убеждению, не будет и впредь романа столь всеобъемлющего, действие которого – с огромным количеством героев – разворачивается в исключительно важный исторический период. Его справедливо называют эпопеей. Не знаю другого произведения, которое, не лукавя, можно было бы так же охарактеризовать».
Да, в романе Льву Толстому удалось изобразить многообразную жизнь начала девятнадцатого века, захватив большой промежуток времени и исторически показав две войны. Писатель раскрывает политическую и общественную жизнь страны, где события переплетаются с описанием быта и переживаний героев. Толстой хотел подчеркнуть, что наша жизнь состоит из контрастов между войной и миром, подлостью и честью, злом и добром.
Поэтому поставить столь масштабное произведение на театральной сцене задача практически невыполнимая…
Но режиссер театра им. Вахтангова Римас Тумина взялся за такой сложный проект и к юбилейной дате — 100-летию театра — подготовил спектакль. Режиссер выбрал для сценического воплощения несколько основных линий:Андрей Болконский и его семья, Пьер Безухов и Куракины, Наташа и семья Ростовых…Задействован лучший состав театра - Людмила Максакова, Ирина Купченко, Юлия Рутберг, Евгений Князев, Андрей Ильин, Ольга Тумайкина.
В спектакле отлично раскрыт характер и оригинальность Пьера Безухова в исполнении талантливого актера Дениса Самойлова.
А Андрей Ильин в роли графа Ростова так хорош! В его игре столько оттенков и нюансов, он интересно собирает на сцене образ милого и трогательного человека. Да и графиня Ростова в исполнении Ирины Купченко полностью соответствует своей героине.
Старика Болконского Евгений Князев поднимает на невероятную трагическую высоту. Чудаковатый и язвительный старикашка в редкие моменты показывает заботу и любовь к своим детям, его переживания и боль прячутся под маской насмешки и сарказма. Низкий поклон артисту за невероятную игру!
Спектакль идет при экстремальном минимализме декораций и костюмов, а подборка музыки и работа со светом добавляет яркости и выразительности всем персонажам. На сцене много мира и мало войны, хотя постоянно идет упоминание о военных событиях. Сцена с шинелями и штыком, монолог про тяготы войны, смерть князя Андрея — очень сильные моменты сценического действия. Постановка непростая и противоречивая. Некоторые знаковые сюжетные линии романа, которые мы так хорошо знаем и любим, или сокращены (например, первый бал Наташи Ростовой), либо просто не используются в спектакле. Да и образы знакомых персонажей неоднозначны.
Невольно начинаешь сравнивать спектакль с фильмом Сергея Бондарчука и понимаешь, что спектакль все-таки выполнил свою основную задачу – заставил задуматься о темах, затронутых в романе, вызвал желание вновь взять в руки книгу Льва Николаевича и перечитать ее.
Евгения Лозовик
Фото автора